31 июля 2020

…Затерялся в стороне лесной

Город Емва с детства нам родной.

Н.С. Уляшова

1930
– Напротив старинного села Княжпогост, на левом берегу р. Выми, в 130 км от Сыктывкара сформировался населённый пункт Княжпогост.
1933 год
– В п. Княжпогост (с 1939 г. п. Железнодорожный) открылась начальная школа, которую посещали 15 учеников. Первой учительницей была Надежда Николаевна Князькова. В 1935–1936 гг. школа была преобразована в семилетнюю, а в 1938 г. – в среднюю.
1938 год
– Авторемонтные мастерские в Княжпогосте реорганизованы в авторемонтный завод.
11 июня
– В п. Княжпогост создано Управление Севжелдорлага, которое дислоцировалось там по 1 августа 1950 г. Там же располагался Ремонтно-механический завод и Центральный (комендантский) отдельный лагерный пункт, комендантский дивизион охраны, 20-й железнодорожный полк НКВД, автобаза, аэродром и авиагруппа, строительно-монтажное отделение, строительство титульного Вымского моста.
Основные предприятия располагались в селе за рекой: фельдшерско-акушерский пункт, русская и коми школы, изба-читальня, агитпункт, пароходная стоянка, потребительское общество и кредитное товарищество, агентство госторга, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции.
1939 год
7 апреля
– Населённый пункт Княжпогост, Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР преобразован в посёлок Железнодорожный.
15 апреля
– Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР Усть-Вымский район разделён на Усть-Вымский (Нижневычегодский) и Железнодорожный (Верхневымский) районы. В 1963 г. район получил своё нынешнее название – Княжпогостский.
14 июля
– Образован Железнодорожный район с центром в пос. Железнодорожный, в состав которого входили сто населённых пунктов. Первый председатель исполкома – Василий Михайлович Мальгин, коми коммунист из д. Луги.
– Открылось автобусное движение по маршруту Сыктывкар – Княжпогост.
– Организованы две мастерские по бытовому обслуживанию населения.
22 апреля
– Вышел первый номер районной газеты «Стахановец».
1941 год
– Железнодорожный получил статус рабочего посёлка. Общее количество рабочих и служащих составляло 509 человек, большинство было занято на строительстве железной дороги Котлас – Воркута.
В райцентре имелась временная железнодорожная станция и паровозное депо, мастерские (23 паровозами). Там располагались клуб на 300 чел., звуковая и немая киноустановки.
1942 год
– Создано Княжпогостское отделение Северо-Печорской железной дороги, п. Железнодорожный стал центром управления магистралью. До 1947 г. железнодорожный вокзал, а также паровозное и вагонное депо находились в м. Северный. Главное управление лесных лагерей организовало проектно-изыскательские работы по строительству в Княжпогосте мощного деревообрабатывающего предприятия.
К лету первая очередь комбината была сдана, и эшелоны с лесом отправились на фронт.
1943 год – В п. Железнодорожный начал работать ВТЭК – эстрадно-театральный коллектив Севжелдорлага. Был организован Детский театр кукол во главе с Тамарой Цулукидзе, в 1946 г. он был закрыт.
1960 год
– Проводились изыскания и подготовка площадей для строительства нового крупного предприятия района – завода древесноволокнистых плит.
1961 год
– В п. Железнодорожный открылся аэропорт.
1963 год
– Железнодорожный (Верхневымский) район получил своё современное название – Княжпогостский.
– Образована Центральная районная больница.
1966 год
– Заложен фундамент цеха ДВП-1 Княжпогостского завода ДВП.
1968 год
– Организована ПМК-725 треста «Комисельстрой».
1969 год
– Начато строительство первой очереди Княжпогостского завода ДВП на шведском оборудовании фирмы «Дефибратор», производительность которого составляла 8 млн. кв. м плит в год.
– В сквере Памяти г. Емвы установлен скульптурный памятник «Никто не забыт» с Вечным Огнём – в память воинов, погибших в боях за Родину. Скульптор В. Литвинов, архитектор А. Клейн. Вокруг памятника разбиты аллея Победы и аллея Ветеранов.
17 августа
– Введена в эксплуатацию первая очередь Княжпогостского завода ДВП в комплексе с центральной котельной и очистными сооружениями. Первая запрессовка древесноволокнистой плиты в цехе ДВП-1 была произведена 26 июня. Завод начал работу.
1973 г. началось строительство второй очереди завода на польском оборудовании фирмы «Земак» мощностью 10,2 млн. кв. м плит в год. В марте 1976 г. начался выпуск промышленной продукции в цехе ДВП-2.
В 80-е гг. завод стал одним из самых крупных во всесоюзной отрасли, в 1978 г. один из видов продукции завода ДВП был аттестован на Государственный знак качества. В конце 1990-х гг. продукция завода неоднократно отмечалась призами на выставках «100 лучших товаров России».
70–80-е гг. стали временем интенсивного развития экономики и социальной инфраструктуры районного центра – п. Железнодорожный. Были введены в эксплуатацию новые 5-этажные жилые дома, Дом связи, районный универмаг, школа № 1, аптека, больница, Дом культуры, магазины, кафе и столовые. Благоустраивались улицы и дворы, жилой фонд газифицировался, получил все коммунальные удобства.
1978 год
28 декабря 1982 г. был подписан акт ввода в эксплуатацию третьей очереди Княжпогостского завода ДВП. В 1980 г. по итогам работы за десятую пятилетку заводу 14 раз подряд присуждалось переходящее Красное знамя Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности и ЦК профсоюза отрасли, дважды – переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почёта ВДНХ СССР.
1979 год
– Проведена Всесоюзная перепись населения. В Княжпогостском районе проживало 38370 человек.
2 августа 1985 год
– Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Железнодорожный получил статус города с новым названием – Емва.

Комментарии (0)

Добавить комментарий