Светлана Кирушева,

заведующий методическим отделом ЦМБ.

Ольга Карлова,

ведущий библиотекарь

Трактовской модельной библиотеки.

В наше время возрастает роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы, а теперь через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, и Интернет. В связи с этим, как считают многие, происходит эволюция социальной роли библиотек. Меняются традиционные формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами, добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к информационным сетям.

Чтобы получить объективную картину состояния деятельности специалисты методического отдела центральной межпоселенческой библиотеки и Трактовской модельной библиотеки подготовили проект «Открытая страница», в рамках программы непрерывного образования библиотекарей. Цель проекта: социологический опрос-исследование для формирования объективной картины состояния деятельности библиотек.

В рамках проекта «Открытая страница» в сельских и городских библиотеках проходят 3 опроса-исследования:

- исследование среди библиотекарей «Библиотека в современных условиях: проблемы и перспективы»;

- интервью-опрос среди известных, ярких личностей района;

- телефонный мини-опрос населения «Роль книги в твоей жизни».

Проект должен выявить новые подходы к обслуживанию населения района, вовлечь жителей сёл, посёлков к активному участию в общественной жизни местного сообщества, повысить роль сельских библиотек как культурных, информационных и образовательных центров среди подростков и молодёжи.

Подведены первые итоги проекта.

Исследование «Библиотека в современных условиях: проблемы и перспективы» среди сельских библиотекарей показало следующее:

На вопрос: «Какие новшества в библиотеке введены за последние 5 лет?», респонденты ответили «информатизация библиотек». На вопрос: «На ваш взгляд, какое самое перспективное направление в работе вашей библиотеки» 50% респондентов выбрали социально-досуговое направление, 30 % - краеведение и 20 % - экологию.

На вопрос: «Как вы считаете, в современном мультимедийном мире смогут ли Интернет и электронные книги вытеснить книгу бумажную?». 40 % предполагают, что в будущем возможно традиционная, бумажная книга несколько сдаст свои позиций, но совсем не вытиснится. 20 % ответили, что электронная книга вытеснит бумажную. 40 % библиотекарей ответили очень коротко - «нет».

На вопрос: «Что необходимо предпринять библиотеке, чтобы подружить подростков и молодёжь с книгой?» 50% библиотекарей ответили: больше мероприятий, направленных на популяризацию традиционных книг, находить новые формы работы, в том числе игровые. 10 % ответили «Не заигрывать! Подбирать литературу, соответствующую их индивидуальным интересам и уровню подготовки, при этом повышающую их самосознание как личности».

Интервью-опрос среди читателей библиотек, известных людей района был о традициях семейного чтения, о книгах, которые оставили в душе яркие впечатления, о сохранении традиционного чтения.

Респонденты - читатели на вопрос «Что необходимо предпринять библиотеке, чтобы подружить подростков и молодёжь с книгой?» ответили: разнообразить мероприятия, связанные с чтением, обсуждением литературных произведений. Проводить литературные встречи, викторины, праздники.

Яркие впечатление наши респонденты получили от книг: Александра Дюма «Три мушкетёра», Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», Михаила Успенского «Приключения Жихаря», Елены Колядиной «Цветочный крест», Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»… Многие респонденты выделили книгу Тамары Петкевич «Жизнь - сапожок непарный».

Респонденты-читатели советуют подросткам и молодёжи больше читать патриотические книги: А. Фадеев «Молодая гвардия», Н. Островский «Как закалялась сталь», А. Гайдара, А. Макаренко, авторов их молодости, те книги, на которых старшее поколение выросло. «Произведения, которые написаны в прошлом, позапрошлом веках. Они более нравственны… события, происходившие в нашей местности – что ближе и понятнее…«Маршрут» Г. Юшкова, «Тупица» М. Герцмана, «Жизнь-сапожок непарный» Т. Петкевич» (п. Ляли).

В заключение интервью-опроса предложили поделиться интересной историей связанной с книгой и чтением.

Вот о чем рассказали наши респонденты:

«В детстве я жила в посёлке лесозаготовителей 53 Верхний, вблизи посёлка Железнодорожный (ныне г. Емва). В одном из бараков располагалась начальная школа. В учительской стоял шкаф, заполненный книгами. Это была школьная библиотека. Я была убеждена, что существует такая книга, где написано, как человек должен прожить свою жизнь. Я прочитала почти все книги из этой библиотеки, но такую книгу я не нашла. Прошли годы, книгу эту я всё-таки встретила. Это была «Библия». Только жаль, что эта встреча состоялась так поздно». (с. Серёгово).

«Когда я почитала свою первую книгу от начала до конца, я была в шоке. Мне казалось, что в ней очень много страниц. По всему посёлку бегала и показывала эту книгу «Кто сказал «Мяу!» и хвасталась всем. Мне казалось, что я стала самой умной» (п. Иоссер).

«Читала в детстве под одеялом с фонариком» (с. Княжпогост).

« Библиотека, в моём детстве находилась в другой деревне. Местные дети нас туда не пускали, и приходилось драться, чтобы попасть в библиотеку» (с. Княжпогост).

«Украл в библиотеке книгу А. Дюма, а потом вернул незаметно, так как на нее была очередь» (с. Княжпогост).

«Читая книгу Тамары Петкевич «Жизнь сапожок непарный», в памяти всплыли картины моего детства: группа женщин, в сопровождении конвоиров, которых вели на кормёжку малолетних детей в дом младенцев…концерт в переполненном зале, где женщина-заключённая в тёмно-зелёном бархатном платье исполняла романс «Гвоздики алые»…». (п. Мещура).

«Когда я училась в старших классах, одновременно со своими сёстрами читали одну книгу. Очередь нарушали все. Дело доходило до драки. Книгу прятали друг от друга, однажды умудрились засунуть в печь. Чудом не сгорела. До сих пор с сёстрами вспоминаем и удивляемся – как мы были увлечены чтением» (п. Мещура).

Цель телефонного мини-опроса – привлечение в библиотеку читателей. На вопрос «Что необходимо предпринять, чтобы привлечь в библиотеку как можно больше читателей?» сельские респонденты ответили: чтобы в библиотеке был мощный Интернет, чтобы была игротека, чтобы поступало больше новых книг. Есть и такие респонденты, которые предлагают сократить программы телевидения и ограничить Интернет, чтобы люди потянулись к чтению. В телефонном опроснике есть вопросы о любимых книгах, о традициях семейного чтения, чтения вслух, об экранизации литературных произведений и др.

Проект ещё не завершён, не все анкеты поступили от библиотек. Итоги организаторы исследования подведут к 27 мая, Общероссийскому Дню библиотек. По завершению проекта запланирована передвижная книжная выставка по книгам, рекомендуемым читателями «Книги, которые должен прочитать каждый».

Анкета для библиотекарей

Анкета для читателей

Телефонный опрос

Новости

24 мая 2022

«К истокам русской письменности».

«К истокам русской письменности».
Сегодня в честь праздника в центральной библиотеке города Емва прошло мероприятие, в котором участвовали ребята Княжпогостского политехнического техникума. Мероприятие осветило историю славянской письменности, развитие глаголицы и кириллицы, современной азбуки. Студенты вместе с Александрой Фёдоровой обсудили следующие вопросы: «На чём писались первые славянские тексты?»; «Как реформа Петра I повлияла на русскую письменность?»; «В каких городах установлены памятники Кириллу и Мефодию?».
23 мая 2022

Клуб по интересам для освоения английского языка «Funny Bird».

Клуб по интересам для освоения английского языка «Funny Bird».
Клубу по интересам «Funny bird», который функционирует на базе центральной библиотеки города Емва, уже больше месяца. Состоялись ещё 2 занятия, на которых дети продолжили знакомство с английским языком, пополнили словарь и научились произношению сложных сочетаний букв. Первая группа детей занималась с усердием, и каждый ребёнок получил полезный опыт и открыл для себя что-то новое.
19 мая 2022

«Величие слова славянского»

«Величие слова славянского»
В преддверии Дня славянской письменности и культуры сотрудник центральной библиотеки Александра Фёдорова провела для учащихся 7 класса МБОУ «СОШ им. Ларионова» информационный час, который включил в себя экскурс в историю развития славянской письменности и видеообзор профессионального российского лингвиста Антона Сомина на эту тему. В завершении информационного часа ребята ответили на вопросы викторины. Погружение в мир лингвистики родного языка прошло в атмосфере, располагающей к открытию для себя новых примечательных фактов.